Черный цвет прошел долгий путь от колдовства и готики до того, как стал главным и самым востребованным.
Непостоянство моды хорошо задокументировано в архивах, лукбуках, фотосессиях и других документах. Однако в то время как тенденции ежесезонно сменяют друг друга, черный цвет долгое время остается величиной постоянной. Он может быть строгим, сексуальным, чопорным, траурным, торжественным... Он несет скрытые смыслы и, наоборот, очень прост. Многолетние наблюдения за сменой трендов, развитием индустрии и формированием вкусов не оставляют никаких сомнений: черный – истинный повелитель моды и вряд ли когда-нибудь покинет подиум.
Историю этого цвета можно начать с XIV века, когда дорогие черные одежды носили представители средних классов Европы. В это время черный был способом одеться роскошно, ведь другие цвета законодательно были распределены между дворянами. В перод протестантской Реформации черный приобрел новый символизм и обозначал протест против традиционной католической религии. Это породило другую тенденцию: к концу 1600-х годов черный начал ассоциироваться с колдовством, а затем и просто со злом.
К XIX веку черный обрел романтический смысл. На него пал выбор поэтов, таких как Байрон, Шелли, Китс... Меланхолия, характерная для их творчества, идеально сочеталась с лаконичным и глубоким черным. С этих пор ни один романтический герой немыслим вне этого цвета. Современный дизайнер Анн Демельмейстер как-то сказала: «Черный поэтичен. Как вы представляете себе поэта? В ярко-желтом пиджаке? Скорее всего, нет».
Однако черный связан не только с поэзией. Он ассоциируется и с угнетением и тяжелой работой. Долгое время черный был главным цветом форменной одежды, а также традиционным цветом траурных одежд. На рубеже XIX-XX веков дамам по-прежнему предписывалось носить траур значительную часть их жизни, что естественно ассоциируется с сексизмом и ущемлением прав. В то время траурные наряд представлял собой тяжелые многослойные конструкции, вуали,а иногда и аксессуары из волос умерших близких. Аз всем этими тело пряталось тело женщины, которая превращалось в нечто безликое и бесполое.
Одной из первых революционерок моды и главной девушкой эмансипе стала Коко Шанель. Ей удалось превратить черный цвет в самое стильное, что только может быть. Маленькое черное платье и укороченный жакет от Коко Шанель раскрепостили и женщину, и отношение к палитре. Теперь дамам совсем необязательно было выглядеть как пестрая упаковка или попугаи. Черный перестал быть исключительно цветом траура. О своем открытии Коко говорила: «У черного есть все. У белого тоже. Их красота является абсолютной. Это совершенная гармония».
После Второй мировой войны за черный взялись битники. Береты, водолазки, брюки, даже массивные оправы для очков – хипстеры предпочитали черный везде, стараясь проявить свой нонконформизм. Иконами бунтарского стиля становится Джек Керуак и его коллеги, которых пресса называла то бродягами, то богемными гедонистами, противостоящими академической культуре. Под знаком битничества прошли 1950-1960-е годы, хотя оно все еще считалось бунтом и оппозицией официальной пестроте моды.
В 1970-1980-х годах в моде лондонская культура. Поэтому на сцене появляются панки, готы и новые романтики. Черный цвет снова становится главным цветом протестного движения. Новая субкультура выступает против диско и другого мейнстрима. В черный в это время окрашивается не только одежда, но и волосы, ногти, глаза и губы.
В 1981 году курс истории моды навсегда изменился. Свою дебютную коллекцию в Париже представила Рей Кавакубо, Comme Des Garcons. Главным трендом становится стиль постатомного апокалипсиса: в черный выкрашено абсолютно все, при этом одежда претерпевает процесс деконструкции. «Хиросима-шик», «антифэшн»... Как только не называют новое японское влияние на европейский подиум. Коллега Рей, Едзи Ямамото как-то сказал в интервью: «Черный скромный и в то же время высокомерный. Черный ленивый и простой, но таинственный. Прежде всего, он – черный. Он не беспокоит вас, вы не беспокоите его». Родилась новая философия черного.
Следом за японцами тренд подхватили бельгийские дизайнеры. Раф Симонс, который черпал вдохновение в молодежной культуре. В мужской коллекции Рафа сезона весна-лето 1997 года были представлены узкие черные брюки и рубашки, которые тут же назвали новым протестом.
Сегодня же настоящим королем черного цвета без сомнения считается Мрачный Князь моды Рик Оуэнс. В его коллекциях традиционно смешивается готика, элементы гранжа и что-то от монашества. При этом внешний вид самого дизайнера уже давно стал лучшим образчиком для тех, кто выбирает интеллектуальную моду.
Постепенно популярность черного достигла таких размеров, что его стали активно использовать даже спортивные бренды. То, что периодически делают Nike, Adidas, Hood by Air и другие марки, мешающие спорт и стритстайл, можно назвать здоровой готикой, в которой есть и дух современного мегаполиса, и динамика, и комфорт для того, чтобы вести активный образ жизни. Что ж, если уж и привычно яркие и пестрые спортивные бренды покорились черному цвету, это говорит о том, что он не собирается уступать пальму первенства никакому другому оттенку.
Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.
Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.