Знаменитый аналитик моды Александр Хилькевич опубликовал новый ежегодный дизайнерский рейтинг, отмечающий наиболее интересные коллекции и модные образы, показанные ведущими Домами мод, перспективными марками и молодыми дизайнерами нашей страны.
По итогам 2024 года в список лучших российских дизайнерских марок вошли 8 компаний. Главными критериями выбора стали соответствие их творческих работ международному fashion-контексту, системность и ярко выраженный индивидуальный стиль.
Список перспективных марок и молодых дизайнеров России в этом году включил 10 имен – именно они уже в самое ближайшее время будут определять лицо российской индустрии моды, а часть из них уже сегодня успешно реализует свои таланты на модном рынке, отмечает Александр Хилькевич.
ТОП-8 «Лучшие дизайнерские марки 2024» (по алфавиту):
Efremov
Elisabetta
Julia Dalakian
Tatyana Parfionova
Vassa
Viva Vox
Yanina Couture
XakaMa
ТОП-10 «Перспективные марки и новые имена 2024» (по алфавиту):
Alena Konnova (Алена Коннова, Moment of White)
Atelier Odor (Никита Калмыков)
Butirskiy (Иван Бутырский)
Darienko (Софья Дариенко)
Gapanovich (Александра Гапанович)
Inna Grior (Инна Гриор)
Nadia Dunaeva (Надя Дунаева)
Soroka On Course (Сергей Сорока)
Svetlana Mikhalenko (Светлана Михаленко)
Unke
Комментируя общее положение дел в российской индустрии моды, Александр Хилькевич отметил следующие моменты:
1. Идейная беднота
Я неоднократно обращал внимание дизайнеров на критически низкий уровень творчества в их коллекциях. От сезона к сезону авторской индивидуальности мы видим все меньше, а примитивной однотипности все больше. В связи с этим в этом году было сокращено число марок, вошедших в итоговый рейтинг, – с 10 до 8. Подобный креативный застой за последние 25 лет мы наблюдали только в 2009-2010 годах – после мирового экономического кризиса. Дизайнеры традиционно оправдываются низким спросом и плохой экономикой, но я бы в первую очередь говорил об отсутствии у них оригинальных идей и воображения. А также о профессиональной пассивности и недостатке знаний, прежде всего в области современного ассортимента, материалов и колористики. Если у дизайнера нет желания удивлять, нет экспериментов в коллекциях, нет запоминающихся фотосессий – значит, он вне моды. Одежда и мода – это не одно и тоже. Для дизайнерской марки ориентир исключительно на базовый ассортимент и упрощение в угоду массовому вкусу маркетплейсов – это путь в никуда.
2. Хохлома теснит Chanel
Сотрудничество российских дизайнеров с марками традиционных промыслов – давно не редкость. Но масштабных, долгосрочных проектов до сих пор не было. Поэтому открытие салона хохломы на первой линии ГУМа (на месте бывшего магазина Chanel) стало своеобразной сенсацией. На 600 кв. м разместились коллекции мехов, одежды, денима, ювелирных украшений, домашней утвари, ковров и даже мебели, декорированных в духе хохломской росписи. Чего здесь только нет: деревянные ложки (4 тыс. руб.), тарелки (8 тыс. руб.), вазы (100 – 130 тыс. руб.), коллекционные игрушки (15 – 25 тыс. руб.), кашемировые свитеры (100 тыс. руб.), платья (шелковые – 70 тыс. руб., бархатные – 160 тыс. руб.), эффектные худи (200 тыс. руб.), меховые пальто (2 – 5 млн. руб.), ковры (от 1 млн. руб.), кровати, диваны и кресла (1 – 2 млн. руб.). Руководить дизайн-бюро по разработке обновленного хохломского стиля была приглашена Алена Ахмадуллина. Инвестором направления стал миллиардер Анатолий Седых. Жаль, что его «бешеные тыщи» не спасли проект от досадных недоработок – безграмотно написанного сайта, невнятного лукбука и слабой рекламы. Мелочей в проектах такого уровня быть не может – Chanel подтвердит.
3. Татьяна и Пушкин
Российская культура в эти сезоны богата на юбилеи – красивые даты, связанные с именами Булгакова, Рахманинова, Есенина, Ахматовой могли бы стать отличным поводом для глубоких, наполненных смыслом коллекций. Но в большинстве своем отечественные дизайнеры не образованы, поверхностны и мало интересуются подобными историями. Но есть и исключения. Например, трепетная коллекция в честь пушкинского юбилея, показанная в этом году прекрасной Татьяной Парфеновой в Царском Селе, где юный лицеист Пушкин впервые блеснул своими художественными и поэтическими талантами. Так, как представила эту тему Парфенова, не демонстрировал ее никто. Дизайнер отказалась от банальных костюмных цитат а ля 19 век. Она дерзко смешала современный романтизм, актуальный молодежный ассортимент, тему спорта с виртуозной вышивкой шелком в духе стремительных чернильных пушкинских рисунков и его летящего почерка. Фоном для показа стали стихи поэта, исполненные самими девочками-моделями. Получилась трогательная, искренняя, эмоционально заряженная история. Русская литература должна быть обязана Парфеновой – дизайнер своим исключительным показом вновь сделала Пушкина востребованным и модным в молодежной среде. Причем без всяких лозунгов, постановлений и госпрограмм.
4. Вынос мозга
Без сомнения, самым резонансным проектом в этом году стал конкурс «Цифровая Этномода». Он прошел под моим председательством по инициативе EtnomodaArtCommunity и Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, объединив digital-дизайнеров и 3D-художников со всей страны. Талантливые участники создали цифровые модели одежды и аксессуаров в формате BrainArt / ScienceArt / EtnoArt с отсылкой к этнокультуре через изображение мозга и нейронных связей, используя современные компьютерные программы и возможности искусственного интеллекта. О феноменальных результатах конкурса говорили не только в России. На прошедшем в Белграде крупнейшем международном форуме «Data Science Conference – 2024», объединившем более 3 тысяч специалистов по искусственному интеллекту со всего мира, наш российский проект «Цифровая Этномода» был признан уникальным.
5. Красна изба углами
Даже если марка не ставит перед собой задачу поражать клиентов исключительной креативностью, укреплять эмоциональную связь с ними необходимо. Прагматичные владельцы модного бизнеса в этом случае ищут путь к сердцу покупателя через дизайн магазина. Сейчас появились прекрасные примеры, которые сочетают в себе и топовую локацию, и оригинальную концепцию интерьера. Футуризм в Sorelle, уют в Kоvik, лавка чудес в 72 Concept Store, брутальность в Yuliawave, дофамин в Viva La Vika, шикарный сюрреализм в Choux. На впечатлениях клиента здесь не экономят!
6. Сейчас вылетит птичка!
Как вы знаете, еще на заре формирования российской индустрии моды я был едва ли не первым, кто учредил премии для поддержки молодых дизайнеров, иллюстраторов и фотографов моды. Сейчас снова появились меценаты, кто готов поддержать молодые таланты, например, в области модного фото. В этом году совет из нескольких дам – просто приятных и приятных во всех отношениях – выбрал 6 имен, дал им по гранту и даже устроил выставку на престижной музейной площадке. Это замечательно, только ни один из этих героев не является ярким талантом и вряд ли им станет – примитивная «глянцевость», провинциальность, стремление к подражательству, отсутствие индивидуальности и в целом понимания, что и зачем фотограф снимает, уже слишком глубоко пустили свои корни в их неокрепших умах. Если бы организаторы этого на самом деле очень важного и нужного отбора избавились бы от своих местечковых комплексов и действительно скрупулезно «помели по региональным сусекам», то обязательно наскребли бы талантов на увесистый фотоколобок. Модным фотографам и всем, кто хочет и имеет возможность их поддержать, я советую обратить внимание на работу с региональной спецификой, молодежными субкультурами, этникой, Петербургом (это всегда прекрасный герой и фон для модных съемок) и ведущими школами моды нашей страны – это Шахты, Омск и Косыгинский университет. Ведь это так логично, чтобы молодой фотограф снимал моду молодого дизайнера, разве нет?
7. С кем связались
Текстиль как объект современного искусства сегодня, как и в 1960-70-х, один из главных трендов на самых престижных международных арт-выставках. И речь идет не о декоративных вещицах для украшения интерьера, а о концептуальных объектах и даже гигантских текстильных инсталляциях, затрагивающих тему политики, социальные и экологические проблемы. Российские художники и специализированные галереи также активно стали разрабатывать это направление, используя в качестве языка для художественного высказывания ткачество, вышивку, вязание, плетение, роспись, аппликацию и апсайклинг. За короткое время о себе заявило множество имен: Варвара Гранкова, Юлия Маркос, Александр Повзнер, Кирилл Рубцов, Кирилл Манчунский, Евгения Эварт, Оксана Афанасьева, Надя Петрова, Надя Зубарева, Мария Арендт, Родион Китаев, Дамир Муратов, Саша Браулов, Александра Островская, Эмилия Санги, Виталий Тюрлик, Екатерина Абламская, Дарья Неретина. И я уверен, их станет еще больше, когда весной будущего года состоится V Триеннале текстильного искусства в «Царицыно».
Напомним, с 2001 года Александр Хилькевич первым начал составлять ежегодные рейтинги российской моды.
Александр Хилькевич – знаменитый международный fashion-аналитик, ключевая фигура российской индустрии моды, куратор проектов в области моды, русского стиля, digital и этнофутуризма, председатель жюри европейских и российских дизайнерских конкурсов, ведущий эксперт страны по оценке и отбору дизайнерских коллекций.
Под редакцией Александра Хилькевича выпущено 15 книг и учебников по современным мировым методикам конструирования.
Созданные под руководством Александра Хилькевича профессиональные издания «Индустрия Моды», «International Textiles», «Ателье» и др. стали основой для формирования интеллектуального базиса российского fashion-бизнеса в период его становления.
Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.
Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.